Лицензии и сведения о специалистах:

Работаем с 1993 года. Лауреат конкурса "Лучшая клиника РФ" в 2010 году

Режим работы: ежедневно 09:00-19:00 (ул. Дзержинского)
8 (496) 614-03-76, 8 (909) 901-47-13
Адреса наших центров

Реальный срок службы оправы и как его продлить? Что такое нарушение геометрии оправы?

03.03.2014

Какую оправу выбрать? Реальный срок службы оправы и как его продлить? Что такое нарушение геометрии оправы?

Эстетической стороны вопроса касаться не будем – это дело вкуса. Рассмотрим выбор оправы в аспекте качества, надежности и удобства повседневного использования

От чего зависит качественный уровень оправы, её класс? От трех факторов, «трех китов», определяющих успех любого современного производства. Это:

  • конструкция
  • технология
  • материалы

В самом деле, удачная конструкция будет нежизнеспособной при использовании плохого материала, сочетание качественного материала и хорошей конструкции будет обесценено применением отсталой технологии, высокотехнологичное изделие из классного материала будет выглядеть бледно при слабой работе конструктора. Лишь гармоничное сочетание этих факторов приводит к успеху.

Напомню, что оптики не производят оправы и линзы, мы используем оправы как готовые изделия, полученные от производителя.

Итак, сначала о конструкции. Конструктивно различают три типа оправ.

  1. Ободковые оправы. Это самый распространенный тип оправ. О фиксации линз в них я рассказал в Вопросе 1.
  2. Полуободковые оправы. В этой конструкции вместо полного ободка – только половина (как правило, верхняя). Нижняя часть заменена леской, фиксирующей линзу. Эти оправы также называют лесочными.
  3. Безободковые оправы (винтовые) Здесь линзы являются несущими элементами. К ним посредством винтов прикрепляются заушники и носовая перемычка.

Я не рассматриваю гибридные оправы (леска + винты, леска + ободковая рамка) – они встречаются редко и в отдельные типы не выделяются.

У металлических ободковых оправ высокого класса для разных деталей используются разные сплавы – каждый со своими механическими свойствами. Так, носовая перемычка и кронштейны заушников обладают высокими прочностью и жесткостью, материал ободков – напротив, должен быть достаточно податливым, чтобы при затяжке резьбы не вызывать в линзах избыточных напряжений. Такие оправы стоят достаточно дорого. Сеть оптик «Волшебница» в этом сегменте предлагает оправы «Ягуар», «Мэнрад», «Карл Цейс», «Эшенбах».

У недорогих оправ все элементы изготовлены из одинакового металла (жёсткого). Поэтому в них лучше вставлять полимерные линзы, которые в силу своих механических свойств в некоторой степени демпфируют воздействие жёсткого ободка . (Этим, кстати, иногда злоупотребляют, чрезмерно затягивая линзу – см. «Вопрос 2»).

Иными словами, если средства позволяют, выбирайте дорогой ободок. Хотите сэкономить (с чем я вполне солидарен по нынешним временам) – покупайте недорогую оправу и заказывайте вставку полимера.

Другой важный фактор, определяющий качество металлической оправы – покрытие. В основном используется гальваника, эмаль и лаковое покрытие. Если приобретаете недорогую оправу – однозначно советую «старую добрую» гальванику.

Выбрать поможет продавец-консультант, т.к. отличить один вид покрытия от другого зачастую нелегко.

Проще всего распознать эмаль – чёрное, розовое, голубое и т.д. непрозрачное покрытие с ясно различимой толщиной – это эмаль. Смотрите внимательно – оно должно быть аккуратным, без наплывов и матовых участков. Эмаль подвержена сколам, поэтому с такой оправой надо обращаться особенно бережно.

Лаковое покрытие имитирует гальванику. Отличить его можно по нехарактерным для гальванического покрытия цветам (тёмно-серый, коричневый, «индиго» и т.п.). Лаковая пленка очень тонкая, подвержена истиранию, поэтому те же рекомендации, что и для эмали.

Детали металлической ободковой оправы соединяются методом контактной сварки, качество которой – увы! – визуально не определишь.

Технологии, материалы и покрытия металлических полуободковых оправ те же, что и для ободковых.

Теперь о пластиковых оправах. Абсолютное большинство их – ободковые. По технологии изготовления они делятся на два вида – литые и фрезерованные. На порядок выше качество у фрезерованных. Их вырезают из цельной пластины фасонными фрезами, шлифуют, впаивают петли для заушников, затем полируют и покрывают лаком. Литые оправы получают методом заливки расплавленного пластика в форму. При остывании в материале возникают внутренние напряжения, негативно влияющие на рабочие качества оправы. Фрезерованные оправы дороже литых, зато они дольше служат, меньше подвержены деформациям, а главное – выдерживают многократный монтаж линз.

Некоторые клиенты пользуются такими оправами по нескольку лет, заказывая перестановку линз неоднократно в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Надёжность оправы как технического устройства для фиксации линз напрямую зависит от её конструкции. Очевидно, что каждое резьбовое соединение оправы является её слабым местом.

Резьбовые элементы склонны самопроизвольно раскручиваться. Причем закономерности здесь нет. Условия эксплуатации, качество резьбы и оправы в целом и т.п. значения не имеют. Злополучный винтик может открутиться ни с того ни с сего.

В какой-то степени выручают фиксирующие составы, наносимые на резьбу, но в моей практике были случаи, когда их использование делало невозможным повторный монтаж линз – резьба схватывалась «намертво».

Не будем принимать во внимание соединение рамки с заушниками (оно одинаковое для всех оправ). Сосчитаем резьбовые соединения, используемые для монтажа линз. Итак, оправы:

  • металлическая ободковая - 2 (винты, стягивающие фланцы ободков)
  • безободковая (винтовая) - 4 (минимум)
  • полуободковая (лесочная) - 0
  • ободковая пластиковая - 0.

Чем больше количество резьбовых соединений, тем выше вероятность неисправности. Очевидно, что пользователям, ценящим практичность, больше подойдут лесочные и пластиковые оправы. (Напоминаю – без учета эстетики. Если оправа «к лицу» - надо покупать назло всем винтикам!).

Лесочные оправы хочу отметить особо. На мой взгляд, это самая удачная конструкция. Эластичная леска охватывает линзу деликатно, какой бы жёсткой ни была верхняя металлическая часть, избыточных напряжений в линзе не будет (если, конечно, не было грубых ошибок при обработке и монтаже линз).

Случаи обрыва лески крайне редки. Кроме того, технологических операций, на которых обычно халтурят производители оправ, в цикле производства «лесок» просто нет. Тем, кто остановит свой выбор на этом типе оправ, рекомендация – старайтесь выбирать конструкцию, в которой полуободки и «переносица» объединены в одну целую рамку – в таких оправах ломаться вообще нечему.

И, наконец, несколько слов о винтовых оправах. Лёгкие, эстетичные, обладающие особым шармом – к сожалению, надёжностью похвастаться не могут. Большое количество резьбовых соединений, линзы как несущие элементы – всё это делает «винты» скорее парадно-выходным вариантом, нежели повседневным (это только на мой взгляд, можете не соглашаться).

Совет – выбирая винтовую оправу, не забывайте, что линзы здесь являются элементом конструкции, несущим механическую нагрузку, и не увлекайтесь установкой слишком тонких и изящных. В некоторых детских оправах нет винтиков (как раз по соображениям надёжности). Срок их службы, по-моему, вообще не ограничен (в качестве материала используется жёсткий силикон). Сеть оптик «Волшебница» реализует такие модели (марки «Fisher Price»).

Реальный срок службы оправы (в отличии от устанавливаемого нормативными документами) – величина условная. Он зависит от изначального качества изделия, грамотности (или неграмотности) монтажа линз, условий эксплуатации, повседневного ухода за очками и, конечно, от бережного отношения. В любом случае, производя замену линз в своей оправе, попросите специалиста оценить её состояние. Самое неприятное – нарушение геометрии оправы, т.е. состояние, при котором оправа в силу накопившихся в ней деформаций задаёт линзам неправильное положение.

В таких очках человек вынужден постоянно использовать компенсаторные возможности своего зрения для коррекции оптических погрешностей. Как в идеале должны располагаться очки на лице, какое положение оправа должна задавать линзам, и как этого добиться – об этом в следующий раз.

А в завершении – несколько советов – для того, чтобы выбранная Вами оправа служила Вам долго.

  1. Не снимайте очки одной рукой – этим вы нарушаете симметрию оправы, каждый раз производя микродеформацию.
  2. Регулярно проверяйте симметричность оправы (см.рисунок).

    Линзы должны находиться в одной плоскости (показана штриховкой на рисунке).
    При выкладывании очков на стол разница высот концов заушников должна составлять не более 3-4 мм (см. рисунок). В идеале А = В, допустимое отклонение приблизительно 5-7 мм ( А минус В или В – А приблизительно = 5-7 мм). Можете даже расчертить на листе бумаги такой шаблон.
  3. Не только линзы, но и оправу необходимо протирать мягкой салфеткой. Лучше – с раствором детского мыла, затем протирать насухо.
  4. У очков должно быть 2 положения – или на лице, или в футляре!

Составляя этот материал, я не преследовал цель дать Вам набор готовых рецептов, а старался предоставить как можно больше информации, которая используется в основном при обучении персонала оптик и почему-то либо совсем не доходит до клиента, либо доходит в очень примитивном виде, что дает повод считать её чуть ли не секретной. Я – за максимум информации, за думающего клиента, за то, чтобы мы с Вами всегда задавали вопросы и находили ответы!

Мастер – оптик сети оптик «Волшебница» Налескин Роман Олегович.


← Назад к списку